Форма входаФорма входа

12+
...
-9 oCпеременная облачность

07 декабря

06:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 4.71 м/с
09:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 4.09 м/с
12:00
.
Температура: -8 ... -7°C
Ветер западный, 4.09 м/с
15:00
.
Температура: -8 ... -8°C
Ветер западный, 4.3 м/с
18:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 4.39 м/с
21:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 3.98 м/с

08 декабря

00:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 4.48 м/с
03:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 4.11 м/с
06:00
.
Температура: -10 ... -10°C
Ветер западный, 3.83 м/с
09:00
.
Температура: -10 ... -10°C
Ветер западный, 3.55 м/с
12:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер западный, 3.79 м/с
15:00
.
Температура: -10 ... -10°C
Ветер западный, 3.58 м/с
18:00
.
Температура: -11 ... -11°C
Ветер южный, 3.33 м/с
21:00
.
Температура: -11 ... -11°C
Ветер южный, 3.37 м/с

09 декабря

00:00
.
Температура: -11 ... -11°C
Ветер южный, 3.56 м/с
03:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер южный, 3.86 м/с
06:00
.
Температура: -9 ... -9°C
Ветер южный, 4.26 м/с
09:00
.
Температура: -8 ... -8°C
Ветер южный, 4.76 м/с
12:00
.
Температура: -7 ... -7°C
Ветер южный, 5.08 м/с
15:00
.
Температура: -8 ... -8°C
Ветер южный, 4.94 м/с
18:00
.
Температура: -8 ... -8°C
Ветер южный, 5.19 м/с
21:00
.
Температура: -8 ... -8°C
Ветер южный, 5.25 м/с

10 декабря

00:00
.
Температура: -7 ... -7°C
Ветер южный, 5.33 м/с
03:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер южный, 5.82 м/с
06:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер западный, 5.49 м/с
09:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 4.96 м/с
12:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.3 м/с
15:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.45 м/с
18:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер западный, 4.98 м/с
21:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.08 м/с

11 декабря

00:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 4.95 м/с
03:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.22 м/с
06:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер западный, 5.44 м/с
09:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.49 м/с
12:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер западный, 5.35 м/с
15:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер западный, 4.85 м/с
18:00
.
Температура: -6 ... -6°C
Ветер южный, 6.37 м/с
21:00
.
Температура: -5 ... -5°C
Ветер южный, 6.45 м/с

12 декабря

00:00
.
Температура: -4 ... -4°C
Ветер западный, 6.21 м/с
03:00
.
Температура: -3 ... -3°C
Ветер западный, 5.36 м/с
юань -0.54 cny доллар -3.96 usd евро -3.48 euro
wishlist 0 Список избранного
Кушва

Храм в Верхней Баранче построен на историческом месте конца 16 века

date 08 ноября 2023 19:27
Просмотров 558
Отзывов 0
user
Храм в Верхней Баранче построен на историческом месте конца 16 века
автор фото Евгений Сапрыкин

В поселке Верхняя Баранча Свердловской области медленно, но верно разрушается временем и непогодой небольшой деревенский храм из красного кирпича – церковь зачатия Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя).

В  его архитектуре ничего необычного нет, типовой деревенский храм надзвонного типа, в пропорциях ничего не приближается  к законам Золотого Сечения, белая штукатурка давно обвалилась и простая кирпичная кладка приближает фактуру здания к строениям индустриального типа. При взгляде на храм возникает впечатление, что он словно «врастает» в землю. Но когда входишь или скорее проползаешь под эти своды с огромной дырой на месте потолка тебя почему-то охватывает необъяснимое чувство умиротворения и покоя и звуки проезжающих машин и шансон рядом с палатками отдыхающих на берегу почему-то не досаждают. Хочется задержаться внутри побольше, здание словно втягивает в себя.

И однажды, раскурив любимую трубочку на ступеньках музея атамана Ермака (А музей расположен на холме, значительно выше храма) я вдруг подумал, что с точки зрения церковной традиции храмостроительства, да и вообще здравого смысла этого храма здесь никак не должно было появиться. А что есть какая-то тайна и позволю себе обратить ваше внимание на целый ряд «аномалий» в истории появления в нашем краю этого сооружения. 

Аномалия первая. Необычно низкое место. Обычно первая церковь в населенном пункте кроме очевидных религиозных функций являлась и МФЦ и Загсом, налоговой службой и даже несла функции политической полиции (неявка человека на регулярную исповедь вела к повышению подушной подати в два раза), а посему возводилась на самом высоком месте в центре поселения. Прихожанин обязан был помнить о Боге, Царе и Отечестве с восхода и до заката. Вторая церковь возводилась на погосте и уже для следующих выбирались какие-либо памятные или живописные места, на могиле подвижника, у воды и т.д. Место изначально единственной церкви в Верхней Баранче выбрано изначально «неправильно» - в самой низкой точке села, на отшибе за поселком, хотя сам поселок, заметим, распростерся на вполне живописном холме, там и расположена очевидная «точка силы». Кажется что там, в верхней точке даже не хватает организующего элемента, храма, дома с колоннами и т.д., короче атриума, без которого населенный пункт остается аморфным набором хаотически разбросанных изб.

Аномалия вторая. Странный выбор имени святого для единственной в деревне церкви. В России почти 10 000 Храмов, из них 1992 в честь Богородицы, храмов Николая Чудотворца – 4220,Троицы – 1351, Иоанн Креститель со своими сорока в основном городскими обителями не входит в число даже первой сотни популярных святых и во всей необъятной России есть только один населенный пункт, в котором ЕДИНСТВЕННЫЙ Храм назвали в честь этого святого. Все остальные Храмы возводились там где уже существовали церкви посвященные христианским подвижникам «первой десятки» . И как вы уже догадались - это единственное селение России называется поселок Верхняя Баранча.

Аномалия третья. Храм этот построен в буквальном смысле НА ВОДЕ. Плотина Верхнебаранчинского пруда стала функционировать в конце 18 века, а до этого времени на месте заводского пруда простиралась заболоченная пойма двух рек – Баранчи и Липовки. И если посмотреть на прежние карты этого места и план-схему Верхнебаранчинского завода за 1838 год, мы увидим, что там где сегодня высится храм исконо проходило русло реки Баранча. И первые два десятилетия после строительства плотины (судя по первым картам местности) можно заметить, что   русло этой плотиной первоначально никакими инженерными преобразованиями не было затронуто, просто левый берег реки Баранча стал берегом заводского пруда, а правый ушел под воду. И вдруг спустя три десятилетия после возведения плотины  сотни подвод начали возить камни с каменоломни, люди как муравьи стали лихорадочно отсыпать искусственный мыс, завалили камнями старое русло и на этом мысу географически прямо посередине русла бывшей реки Баранча в 1844 заложили первые камни будущего храма. В 1852 храм был построен. Строили  8 лет, обычный срок для подобного строительства, но в истории верхнебаранчинского завода приводится другой срок строительства – 30 лет. То есть 22 года люди потратили на  отсыпание скалой мыса посредине древнего русла и затем за 8 лет построили на этой новой тверди храм. Затраты на строительство храма можно смело увеличивать в три раза – 70 процентов ушло на абсолютно нелогичную работу по изменении конфигурации берега. Что за шизофреническая упертость, если вы хотите построить супердорогой храм никому не ведомого святого у самой воды – отсыпьте просто землей площадку метра на два высотой и стройте где хотите,  просто на берегу. Берег-то пустой. Что за зацикленность , чтобы здание стояло именно посередине реки?

К числу аномалий связанных с этим храмом можно отнести и одну чисто природную – если апрель случается холодный и сменяется жарким маем на льду верхнебаранчинского пруда возникает аномально прямая трещина несколько метров шириной и длиной 800 метров которая под четким углом в 90 градусов через весь пруд упирается в этот самый храм. Трещина эта с точки зрения обычной гидрологии необъяснима. Обычно подобные расколы льда возникают либо над выходом подземных ключей, либо по руслу древней реки. Здесь же древнее русло проходит четко вдоль северо-восточного берега пруда, перпендикулярно этому разлому, а никак не посередине, а  с юго-запада берег окаймлен мысом и никаких ручьев и ключей там нет. Получается, что храм раскалывает лед на пруду как ледокол ? 

Случилось так что мы начали раскручивать эту цепочку аномалий именно с  разгадки тайны этой необычной трещины. Мы решили узнать, а вдруг там в воде на дне что-то расположено? Накачали лодку, опустили в воду ниодиевый магнит на тросе и протащили его по дну вдоль этой трещины (она отлично видна на спутниковых снимках) - и никаких аномалий не обнаружили! Но тайна эта разрешилась самым случайным образом. Мы узнали, что в начале 60х годов 20 века деревянная плотина пруда была прорвана весенним паводком, вода из пруда ушла и на несколько лет, пока строили новую бетонную плотину дно пруда обнажилось. Мы стали узнавать,  не осталось ли в живых кого-то, кто видел дно пруда в те далекие годы. И нашлась пенсионерка, которая видела высохшее дно пруда в детстве, она и поведала, что после того как вода из пруда ушла через размытую плотину, а скопившийся ил местные жители изрядно повыгребли на огороды, именно там где появляется аномальная трещина, местные жители увидели как по дну проходит вымощенная каменными плоскими природными плитами уложенными поверх нескольких слоев гати из бревен широкая дорога метра 4 шириной. А любой школьник, который изучал в школе понятие «теплоемкость», может погуглить таблицу и узнать, что земля, дерево и камень нагреваются по разному. Каменная дорога держит тепло в 4 раза дольше земли, потому лед и тает вдоль дороги в четыре раза быстрее обычного. То есть никакого чуда в этой трещине на льду нет. Далее мы вспомнили, что священник храма Дмитрий Николаевич Блинов тоже рассказывал, что видел на противоположной стороне пруда, на западном мысу ветхую гать из бревен, уходящую под прямым углом к противоположному берегу. Потратив несколько часов, мы нашли эту гать и даже взяли образец дерева на пробу. (К сожалению, ветхое состояние дерева не позволило провести дендрологическую экспертизу, а экспертиза на радиоизотопы стоит десятки тысяч евро). Но что это за загадочная дорога из ниоткуда в никуда всего навсего в 800м длиной? Решили одну загадку - появилась другая!

Спустя пару лет и этот исторический детектив нам удалось разгадать. В мае 2023 года группа местных искателей металлолома обратились к нам с предложением купить целую тонну изделий, которые они сочли морскими якорями прошлого века, схрон с которыми они случайно раскопали на берегу пруда. «Якорей» серповидной формы было 5 штук и весили они по 150 кг и подъехать туда на транспорте невозможно, а нашли "якоря" именно там где начиналась та самая фантастическая дорога. Судовые якоря действительно изготавливали лет 200 назад в селе Серебрянка и мы подумали, что их можно будет использовать для внешнего оформления нашего музея, а посему с помощью волонтеров доволокли их через непролазный лес до дороги и привезли к себе. Одно из этих изделий было расколото пополам и мы решили сделать спил болгаркой для экспертизы. Экспертизу провели в лаборатории Кушвинского завода прокатных валков и сказать, что мы испытали удивление ее результатами было ничего не сказать. Мы были в шоке и оцепенении. Эта железяка оказалась не фабричной, была выплавлена из химически чистого железа, более высокой пробы чем легендарная колонна в Дели! Рыночная цена тонны химически чистого железа безотносительно его исторической ценности составляет 10 евро за килограмм. А экспертиза на содержание кремния показала, что возраст находки – почти 500 лет! Какие к черту морские якоря? Дальнейшие консультации позволили выяснить, что перед нами – единственный в мире(!) сохранившийся железный средневековый стапель для сборки речных стругов! Это означало, что на берегу деревенского пруда в районе храма было плотбище атамана Ермака, а загадочная каменная дорога через некогда заболоченную пойму реки Баранча – не что иное как волок для стругов перед спуском, а сам спуск судов на воду производился именно там где сегодня стоит Храм Иоанна Крестителя. Вот зачем строителям храма понадобилось  возводить его именно посередине реки.

После спуска на воду корабль полагалось окрестить. Таков был обязательный ритуал всех ветвей христианства. Ермакова рать не тащила струги через горы, как показывают в фильмах, а разбирала из на доски, всю зиму мужики тащили детали лодки через горы из Европы в Азию к реке Баранча к месту сборки, а там квалифицированные корабелы собирали эту кучу досок в новое судно. Казаки получали новый ковчег, которому предстояло стать их домом, оружием, защитой… Представьте себе ужас  в глазах казаков, привыкших  к бескрайним степям по обеим берегам Волги, когда они вглядывались в ужасную темноту леса. Казак полагался только на свое судно, свою пищаль, плечо товарища. И Строгановы не случайно послали с отрядом трех крепких, ко всему привыкших православных батюшек. Перед каждым боем обязательно проводился молебен.

«Спаситель мой! Ты положил за нас душу Свою, чтобы спасти нас. Ты заповедал и нам полагать души своя за друзей наших, за близких нам. Радостно иду я исполнить святую волю Твою и положить жизнь свою за Царя и Отечество. Вооружи меня крепостию и мужеством на одоление врагов наших и даруй мне умереть с твёрдой верою и надеждою вечной блаженной жизни в Твоём царстве. Мати Божия! Сохрани меня под кровом твоим».

Перед молебной казак постился и одевал чистую рубаху.

Молитва требовалась и перед началом сборки корабля на стапеле после того как укладывалось первое бревно на струг. 

«Господи Боже отцов наших, повелевший для спасения мира построить ковчег Своему рабу Ною и благоволивший ему из соединения многих деревьев составить одно дерево-ковчег! Ты, Владыка всех, спасая Своею могущественною рукою человеческий род.

Но самая главная молитва, которая нужна нам произносилась при крещении струга.

Господи Боже отец наших, заповедавый Ною, рабу Твоему, устроити кивот ко спасению мира, от многих древес благоволивый ему едино древо быти и сочинитися; Сам убо, Владыко всех, благоволивый бездушными древесы правити, и крепкою Твоею рукою род человеческий спасаяй, Сам и ныне, Владыко, и сей корабль соблюди, и даждь ему Ангела блага, мирна; хотящия плыти в нем сохрани, и даждь им во своя отыти здравым, молитвами Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честных, небесных, умных Сил Безплотных, святаго славнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых Твоих, яко Ты еси окормляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вот мы и подошли к обряду, обряд крещения – тот самый случай, когда именно образ Иоанна Крестителя становится главным из десятков прочих святых. 

Предвижу ваши возражения из серии «струги Ермака крестили в 1581-82 гг, а мыс для строительства храма начали отсыпать в 1822, а официальная российская наука считала, что маршрут похода проходил в 30 верстах южнее». Но наши исследования позволяют утверждать, что поселение на месте ермакова зимовья существовало без какого бы ни было прерывания культурного слоя в деревне Верхняя Баранча с конца 16 века. После зимовья в селении, которое Семен Ульянович Ремезов в чертежной книге обозначил как Буй-Городок более 20 лет существовала фактория Торгового Дома Строгановых и на первом сибирском волоке базировалась судоволочная и судоремонтная артель. После открытия бабинского сухопутного маршрута с Сибирь и официального закрытия первого Сибирского волока, когда судостроительная артель ушла, обратно на Каму, спрятав оборудование в схрон, в селении осталось целое поколение вогульских «походных» жен с детьми. Со своей вогульской семьей остался  жить по одним данным ермаков казак, по другим Строгановский смотритель Иван Ватин, ставший старостой. Его потомок Степан Чумпин, уроженец деревни Ватино, считается первооткрывателем железорудного месторождения «Гора Благодать» в 1735 году. Все биографии Чумпина отмечают, что вогул вырос именно в ПРАВОСЛАВНОЙ деревне. Ватино была довольно процветающим поселением, мужики ковали железо (мы нашли 8 кузниц додемидовских времен), женщины преуспевали в гончарном ремесле. 

Наконец мы с вами готовы к расшифровке главной аномалии Верхнебаранчинского храма – почему его обязательно следовало возвести посередине древнего русла. 

Дело в том, что в Православном каноне храмостроительства (как впрочем, и в католическом) есть неуклонное правило – не менять места возведения храмов. У протестантов и англикан все просто – там если храм обветшал или стал мал, строят другой на новом месте, а старое здание продают на торгах, новый владелец может открыть в здании бордель или пивную. В православии земля под церковью считается священной. Храм стал ветхим – его сносят и именно на том же возводят новый каменный. Осмелюсь предположить , что на месте, на водах реки Баранча где крестили суда ермаковы, православные священники крестили и язычников, затем жители села Ватино возвели прямо на воде часовенку в виде крытой площадки, куда время от времени наведывались православные батюшки в основном для совершения обряда крещения. А когда российское государство построило Верхнебаранчинский завод и пришло время для возведения постоянно действующего Храма, руководство церкви просто обязано было строить его именно на святом месте, там, где располагалась деревянная часовня для крещения язычников в водах реки. Ну в крайнем случае служители церкви руководствовались промыслом божьим, у них вырабатывается чутье на место, откуда исходит священная благодать. Об этом же свидетельствует и новое название – не «Пятух», как у Ремезова, а «Святая Река».

Таким образом Храм Иоанна Крестителя в Верхней Баранче олицетворяет собой именно точку первого явления Православия в Азии, символизирует цитадель Святой веры в диком некогда краю. Он построен именно там, где за камнем впервые был установлен русский православный крест... А посему его можно считать воистину уникальным, единственным в своем роде миссионерским символом Православия.

Николай Краснов

commentОтзывы

Добавить комментарий

Список избранногоСписок избранного