Курс валют 
$ Доллар64.25 ₽
€ Евро70.85 ₽
¥ 10 Юаней90.78 ₽
Цены на бензин
АИ9240.70 АИ8038.30
АИ9543.60 Диз.43.10
АИ9849.40 Газ19.95
Погода
+-1.1
пасмурно
2.893м/с
Сегодня:
Международный день борьбы за ликвидацию нищеты

Регистрация    Войти
или
Вход в систему

восстановить пароль

 Войти через вконтакте

 Войти через одноклассники

Забыли свой пароль?
Следуйте на форму для запроса пароля.
После запроса, пароль придет вам на электронную почту указаную при регистрации.
Задать вопрос
Городские форумы

Житель Верхотурья поведал рассказ народов манси о гибели группы Дятлова

Мансийский след в гибели туристов группы Игоря Дятлова



Маршрут, который планировала пройти группа Дятлова, в общем приближении выглядит следующим образом: от рудника Второй Северный на северо-восток по долине Лозьвы и ее истокам до горы Отортен. Радиальный выход на вершину и далее на юг вдоль хребта Поясовый Камень в верховья рек Унья, Вишера и Ниолс до горы Ойкачахль. Восхождение, а затем на восток по долине Тошемки, где группа должна была выйти на дорогу, ведущую в конечную точку маршрута поселок Вижай.

Это примерно 180-200 километров и все по местам, которые не так давно были мансийскими землями. По переписи 1752 года на Лозьве (манси называют ее Лýсум-Я) стояло 71 их селение. К середине XX века манси оставалось совсем немного, но они еще были.

При первичном расследовании, в 1959 году в качестве одной из версий гибели группы Дятлова рассматривался именно конфликт с местными жителями. Фигурантами выступали 9 мужчин мансийского рода Бахтияровых. Более того, говорили, что Бахтияровы известны по всему Уралу как род, из которого вышло много могущественных шаманов. Однако к маю подозрения с них были сняты, а через некоторое время дело закрыли с формулировкой «Причиной гибели туристов была стихийная сила, преодолеть которую они были не в состоянии».



Фотография сделана участниками спас работ. Место, где была обнаружена палатка  

В 2016 году мансийская версия неожиданно всплыла снова. На севере Свердловской области случилась какая-то уголовная история с применением охотничьего ружья. Сотрудники полиции допрашивали старого владельца криминального «ствола», пенсионера из Верхотурья Анатолия Степочкина. Хотели узнать, кому он свое ружье продал, а Степочкин заодно рассказал, откуда это ружье у него взялось.

Пенсионера выслушали с огромным интересом. Еще бы! Оказалось, что ружье Степочкин выменял зимой 1981 года у охотника, которого он называет хантом. Обмен состоялся после длинной дружеской беседы с распитием водки и браги. В числе прочего во время этого разговора хант, по версии Анатолия Степочкина, сказал примерно следующее:

«Мы здесь хозяева. Если кто-то что-то сделает, мы их накажем. У нас туристы были, они разграбили наше священное место. Когда наши шаманы узнали это, они собрались, с собой охотников взяли, и стали мы за ними следить. Ночью проделали дыру в палатке. Шаманы запустили туда дурман какой-то. А мы с охотниками окружили это все, и когда им там плохо стало, вытащили из палатки и угробили всех».

То есть, возможно, Анатолий Степочкин в 1981 году разговаривал с одним из убийц дятловцев. Только почему он называет его хантом? Та часть Северного Урала, где произошла трагедия, была мансийской. До вотчины хантов, которая находится на восточном склоне Полярного Урала, сотни километров.

Вариантов, как минимум два: 

1) для русского человека что манси, что хант, что чукча – все едино, вот Степочкин и перепутал; 
2) ничто человеческое ханту не чуждо: врать, пугать и хвастаться «под водочку» любят представители всех национальностей.

Но я, как и оба прошлых раза (65-версия гибели группы Дятлова, Лавинно-холодная версия) не отстаиваю чьи-то представления о произошедшей трагедии, я просто читаю книжки.

Сегодня в дятловской копилке книга «Мансийские оронимы Урала» 
(Т.Д. Слинкина, 2011 год, Обско-угорский институт прикладных исследований). Предлагаю, опираясь на нее, внимательнее посмотреть несостоявшийся маршрут группы туристов Уральского политеха.



Часть маршрута идет по хребту Поясовый Камень, вершинами которого являются и Отортен, и Солатчахл (Холатчахль).

Итак, хребет Поясовый Камень. Длина около двухсот километров, на всем протяжении совпадает с главным уральским водоразделом, то есть границей Европы и Азии. Т.Д. Слинкина предполагает, что когда-то он мог называться Энтап-Нёр, где нёр – камень, а энтап – мужской пояс, ремень.

Согласно мифологии манси, ороним Энтап-Нёр относится ко временам возникновения земли. Манси считают, что сначала земля была зыбкой и неустойчивой. Нуми Торум (Создатель) закрепил ее своим поясом. Одна из версий этого сказания приводится в отличном сборнике топонимических легенд «Жил-был седой Урал»:



Гора Отортен (1234 м). Высшая точка хребта Поясовый Камень. С названием все непросто. Оно возникло в результате двойной ошибки картографов. Рядом есть чуть более низкая вершина Вōт-Таратане-Сяхл (Ветер пускающая гора). Ее название приписали высшей точке Поясового Камня, параллельно еще и исказив (при записи названий от местного населения «на слух» такое случается сплошь и рядом).

Настоящее название Отортена Лунт-Хусап-Сяхл (Высокая гора с озером гуся). Озеро на склоне горы действительно есть и Т.Д. Слинкина рассказывает три разные легенды о происхождении его названия. Но суть не в этом. Суть в том, что в мифологии манси гусь является одним из духовных образов Мир Суснэ Хума, главного покровителя этого народа. Как следствие, и гора, и озеро были для манси священными. Женщинам эти места посещать было запрещено. Обряды поклонения проводили мужчины и только в определенные сроки.

Гора Солатчахл (1096 м), урочище в километре от вершины которой получило название «перевал Дятлова». Согласно книге «Мансийские оронимы Урала» местное название этой горы – Хōлат-Сяхл. Произошло от слова хōлат – мертвецы. Интересно, что этим термином манси называют не всякого покойника, а только очень старые, иссохшие, мумифицированные останки или даже скелеты, обнаруженные спустя десятилетия или даже века. Для обозначения умершего человека используются эвфемизмы типа «впавший в страдания некто» или «обмытый некто» (савын патум ут, ловумтам ут), то есть совсем другие слова, а хōла (ед.ч. от хōлат) даже является тяжким оскорблением во время ссор, худшим, чем нецензурная брань.

Версий появления названия Хōлат-Сяхл автор книги Татьяна Слинкина приводит две. Первая восходит ко временам Всемирного потопа (манси называют его «эпохой, когда пролилось небо»). В те страшные времена на горе оставалось сухое место, наподобие гробницы или склепа, где и обнаружили мертвецов спустя тысячелетия. Более поздние предания повествуют о гибели на горе девяти манси-оленеводов.

Для манси эта вершина, как и Отортен (Лунт-Хусап-Сяхл), является запретной.

И, наконец, гора Ойкачахль (1322 м). Это высшая точка хребта Молебный Камень. Мансийское название Ойка-Сяхл или Ойка-Сяхл-Ур, то есть Высшая гора Святого покровителя. Где Ойка – табуированный вариант от полного титульного имени покровителя оленеводов Алы Ялпын Нёр Ойки. Вся духовная и материальная жизнь народа находится под его защитой, пишет Т.Д. Слинкина. Рядом стоят еще две священные горы (г. Эквачахл, и г. Хусойк). Насчет возможности посещать эти места, автор говорит очень обтекаемо:

«…Конкретные горные вершины являются духовными образами Святых покровителей. Соприкасаться духовно и общаться с ними мы можем только через молитвенные обращения, торсионные поля «доставят» информацию «адресатам» мгновенно – быстрее звука и света в миллионы раз. «Считывая» наши молитвы, они нам ответят так, как посчитают нужным, с той же скоростью – без посредников…»
 

Т.Д. Слинкина, «Мансийские оронимы Урала», стр.302

Таким образом все ключевые точки предполагаемого маршрута группы Игоря Дятлова являлись для местных жителей священными. Более того, есть версия, что еще на подходах к Ауспии дятловцы заглянули в Ушминскую пещеру, которая тоже является мансийским святилищем.

В завершении скажу, что автор книги «Мансийские оронимы Урала» 
Т.Д. Слинкина возможность кровавого конфликта туристов с манси из-за нарушения границ священных территорий не рассматривает и даже не упоминает. По поводу причины трагедии она в своей книге написала буквально следующее:

«…Местные жители склонны связывать события на Хōлат-Сяхл с легендой о лесных духах-великанах мēŋквах, о которых они предупреждали тех туристов. Они живут и поныне в другом пространственном измерении. Мы не одни в Галактике и на Земле…»

3 не понравилось


Если вы стали очевидцем важного, интересного события в Кушве, Верхней Туре, Красноуральске или Баранчинском, являешься автором каких либо материалов, тогда отправь нам: на наш сайт и получи за это свой гонорар

Последние добавленные объявлениясмотреть все

180 руб.

Перезапись на DVD-диски любых аудиокассет, видеокассет, слайдов, фотонегативов

1 350 000 руб.

3-к квартира, 64 м², 1/5 эт.

2 000 руб.

Чаша из стали, 400 куб.

20 000 руб.

ВАЗ 2105

50 000 руб.

ВАЗ 2111

850 000 руб.

Дом


Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
  • Комментарии
  • Комментарии Вконтакте
Комментарии (2)
Gorojanin (6 мая 2019 16:40 )
Цитировать          1

26.01.1959 группа села в грузовик в Вижае и была увезена в место окончательного пребывания и убийства. Поход и съемки сфальсифицированы.
Прошу сюда - https://gorojanin-iz-b.livejournal.com/85272.html

snaker (10 мая 2019 19:12 )
Цитировать          2

Их убил снежный человек. Двое.

Написать комментарий
Ваше Имя:
Введите код:

Личные сообщения

Ваши переписки