Храм во имя Михаила Архангела
В 1886 году благочестивый житель Кушвы купец Михаил Федорович Ушков на свои средства заложил и в 1892 году окончил строительство Михаило-Архангельского храма, построенного с использованием элементов псевдорусского стиля. К 1908 году Ушков выстроил для священнослужителей два больших деревянных дома, а также положил в банк 10 тысяч рублей, чтобы проценты с них шли в пользу причта. Могила купца у алтаря храма сохранилась до наших дней. А храм местные жители и сейчас величают Ушковской церковью.
До 1901 года церковь относилась к Свято-Троицкому собору, а с 1901 года выделена в самостоятельный приход. Первым священником Михайловской церкви был отец Михаил Младов. В 1904 году он умер и похоронен у северной стороны алтаря. В 1904 году священником храма стал Константин Николаевич Архипов, он служил настоятелем церкви с 1904 по 1919 годы и с 1924 по 1929 годы, дольше всех в более чем вековой истории храма. Во время Гражданской войны с Белой армией он ушел в отступление и лишь спустя годы вернулся на Урал из далекого Владивостока.
История храма Михаила Архангела в советские годы
В 1930 – 40 годы стать священником равнозначно было отречению от всех возможностей безопасного существования, означало путь лишений и мученичества. Скупая хроника того времени открывает нам отдельные трагические странички из жизни священников Михаило-Архангельской церкви.
С января по июль 1931 года настоятелем в храме служил отец Ананий Золотухин, в 1933 году он был арестован и приговорен к трем годам ссылки. Его сменил отец Александр Попов, также сосланный на три года в Западно-Сибирский край. В том же году арестован и сослан на три года протодиакон Михаил Иванович Байчурин. Отец Василий Зубарев в 1932 году настоятель, а с 1933 второй священник храма, в 1935 году был арестован, сослан в Красноярский край и в 1938 году расстрелян. Отец Леонид Бородулин – настоятель храма в 1933 – 1937 годах, арестован и приговорен к десяти годам лагерей. В том же 1937 году арестован отец Петр Торопов – второй священник храма. Его обвинили в том, что он на два часа «затянул» первого мая богослужение и поэтому, якобы, прихожане не смогли попасть на первомайскую демонстрацию. В ноябре 1937 года батюшку расстреляли.
После 1938 года на Урале не осталось ни одного епископа. В 1937 – 1938 годы расстреляно 7 архиереев, 91 священнослужитель, большинство духовенства репрессировано.
Но тяжелые испытания падали на долю священников не только со стороны государства: не имевшие практически никаких прав, они были постоянными жертвами хамства, произвола, корыстолюбия лиц, лишенных исконных моральных принципов. Во время войны, по воспоминаниям старожилов, большая заслуга по сохранению церковного имущества Михаило-Архангельской церкви принадлежит отцу Александру Никифоровичу Дуркину, он жил какое-то время при храме, охраняя его от грабителей. В 1944 году бандиты из корыстных побуждений задушили его матушку …
В 1944 году община храма, как и многие другие православные общины Среднего Урала, внесла сто тысяч рублей на строительство самолетов. 7 ноября 1944 года из Москвы приходит телеграмма за подписью И. В. Сталина: “Прошу передать членам общины Михаило-Архангельской церкви города Кушвы, собравшим сто тысяч рублей на строительство самолетов, мой привет и благодарность Красной Армии.”
После окончания войны община храма, как и все храмы Русской Православной Церкви, участвует в восстановлении разрушенного хозяйства через приобретение облигаций займов. Кроме того, несмотря на сложное хозяйственное положение, отчисляются деньги для ремонта вновь открытых храмов села Быньги, города Карпинска, а также Троице-Сергиевой Лавры.
Кушвинский храм был построен с использованием архитектурных приемов старорусского стиля
В послевоенный период в храме служат и помогают людям в их духовных нуждах те, кто уцелел в лагерях после репрессий тридцатых годов: Буртасовский Гурий Васильевич – 5 лет лагерей, Иван Ипатьевич Зыков – 5 лет лагерей, Иаков Алексеевич Котельников – 5 лет лагерей, Геннадий Васильевич Великосельский – 10 лет лагерей, Григорий Александрович Пономарев – 16 лет лагерей, Александр Петрович Введенский – 3 года на строительстве Беломорканала. Потеряв ногу на войне и став священником, служил в храме Руф Александрович Поляков. В самые тяжелые для православия годы священники Михаило-Архангельской церкви находили возможности и силы сплотить вокруг себя религиозную общину, сопротивляться духовному произволу властей, помогать людям в их вечном поиске истины.
Отзывы